О питьевой воде

Удивительный вопрос


«Почему я водовоз?» – вопрошал в песне герой незабвенного фильма «Волга-Волга». И отвечал сам себе: «Потому что без воды и ни туды и ни сюды».

КАКОЕ отношение к питьевой воде имеет слоган: «Ты не захочешь носить ничего другого, кроме своего тела»? Итальянское агентство Euro RSCG, подготовившее рекламную кампанию для бренда Vitasnella, считает, что вода дарует не только жизнь, но и красоту. Поэтому креаторы решили «прикрепить» к вешалкам для одежды обнаженных людей.

Рынок бутилированной воды в Украине в 2008 г. (без учета сектора HOD – home & office delivery – доставка в дома и офисы) сократился на 3-5%. По данным исследовательской компании IMP, продажи в сентябре 2008 – феврале 2009 г. уменьшились на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение средних продаж в одной торговой точке в феврале 2009-го по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составило 15%.

ДОСТАВКА ВОДЫ НЕ ТЕРЯЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ

В сегменте HOD несколько иная ситуация, нежели на рынке в целом, хотя темпы его роста снизились, категория продолжает расти. По данным Ассоциации бутилированных вод Украины (АБВУ), в 2008 г. объем сегмента HOD оценивался в 250 млн. л, или в €30 млн., а темпы роста составили около 30-40%. Потребление на душу населения воды в 19-литровых бутылях оценивается на уровне примерно 5 л в год.

В стране насчитывается около 300 операторов HOD, из них крупных и средних -около 100. Лидером в масштабе страны является Нова (ТМ «Аляска», «Старий Миргород»). В Киеве в ТОР-5, по данным Живого Источника, входят Чистая Вода, Нова, Райське Джерело (ТМ «Эден»), Живой Источники Эталон. Однако, по данным Чистой Воды, список лидеров выглядит несколько иначе: Чистая Вода, Райське Джерело, Эталон, Нова. Причем количество игроков не сокращается, а даже увеличивается, поскольку в этот относительно рентабельный бизнес (как отметили в АБВУ, в рентабельности игроки сейчас потеряли около 25%, но минимум 30% осталось) подтягиваются новички из пострадавших от экономического кризиса отраслей.

Ранее данным рынком серьезно интересовались такие мировые гиганты, как Nestle, Danon и Coca-Cola, сейчас их интерес ослаб. Эксперты полагают, что когда украинский рынок вырастет до €50-70 млн., на него обязательно выйдут международные компании.

По оценкам, в Киеве на данный момент доставку воды используют около 50% офисов (для сравнения: в Москве это более 80%). Следует отметить также постепенное развитие регионов. Если раньше Киев занимал около 50% всеукраинского рынка, то теперь этот показатель снизился. Больше всего мелких производителей, использующих ручной розлив, сосредоточено в юго-восточном регионе Украины.

В новых условиях операторы стараются оптимизировать внутренние процессы. Делают акцент не столько на расширении клиентской базы, сколько на удержании существующей, развивают сектор частного потребления, применяют более гибкий подход к клиентам, расширяя спектр услуг (сопутствующие товары – чай, кофе, доставка в вечернее время и выходные дни). Также более внимательно стали относиться к эксплуатации бутылей клиентами, ужесточили контроль над их возвратом, в три-четыре раза сократили закупки новых. Уменьшились и закупки кулеров, поскольку некоторые клиенты либо полностью отказались от данной услуги, либо вернули бывшие в аренде, заменив их на помпы. Таким образом, рынок по структуре потребления аксессуаров вернулся к уровню 2005 г.

По данным компании МОС (продажа оборудования для производства и реализации бутилированной воды), возросли объемы продаж оборудования для розлива. Если ранее в год она продавала пять-семь линий, то только за I квартал нынешнего года было реализовано четыре единицы, ожидаемый рост в 2009 г.около 25%.

В Украине есть три завода по производству бутылей, но пробки к ним отечественные производители делать еще не научились. Что касается кулеров, пока их производство нерентабельно из-за небольших объемов продаж. Их пробовало производить предприятие Юджин в Черкассах. У ближайшего соседа – России – пока есть только одно такое производство.

Если говорить об ассортименте, то наиболее популярной, к примеру, в компании Чистая Вода остается вода глубокой очистки (около 80% объема продаж). Йодированная и фторированная делят оставшиеся 20% (12 и 8% соответственно). Сегодня операторы думают о расширении ассортимента, рассматривая введение таких видов продукции, как вода для беременных женщин, детей, для фитнесса, с кремнием. Уже есть реальные разработки.

Среди основных проблем в работе операторы называют демпинг: цены снижаются до абсурдного уровня, что со стороны выглядит как паника. Также отмечают недоступность кредитов, которые нужны для пополнения оборотных средств, при том что аренда скважин дорожает. Так, если три года назад одна из компаний платила за аренду 85 тыс. грн., то в 2007 г.150 тыс. грн., а в 2008-м300 тыс. грн. Поэтому многие производители просто очищают воду из водопровода методом обратного осмоса.

ПОТЕНЦИАЛ НЕ ИСЧЕЗ

В 2009 г. по наиболее пессимистичным прогнозам ожидается сокращение объема рынка бутилированных вод (не считая HOD) на 5-10%. Однако, учитывая относительно низкий уровень потребления воды (около 40 л на душу населения), не самое лучшее качество водопроводной воды, а также развитие культуры потребления бутилированной воды, данная отрасль еще имеет большой потенциал.

Ухудшение финансовой и экономической ситуации в Украине скажется на малых и средних производителях бутилированной воды: им придется уменьшать объемы производства, сокращать персонал, уменьшать долю на полках магазинов. В то же время лидеры рынка смогут захватить освободившееся пространство, чем увеличат свою долю и сохранят продажи на уровне прошлого года.

Потенциал рынка HOD позволяет ему возрасти еще в три раза. Если на рынок придет кто-либо из «монстров» отрасли, в его развитии произойдет скачок. Исходя из нынешней экономической ситуации эксперты предполагают около 5% роста рынка в первом полугодии – до 262 млн. л, в дальнейшем, если ситуация стабилизируется, он может возрасти еще на 20% до конца года.

Источник: Компаньон (Киев)

Дополнительная информация: