О питьевой воде

Правильный подHOD


Производители столовых и питьевых вод, сделавшие ставку на развитие HOD-направления, оказались в выигрыше – спрос на услуги по доставке воды в больших емкостях в 2007 г. в Украине вырос примерно на 40%.

ПАРАМЕТРЫ РЫНКА

Рынок воды HOD в Украине относится к одному из наиболее динамично развивающихся рынков продуктов питания и напитков. К примеру, если годовой прирост продаж негазированных столовых вод в последние два года составляет 35-40%, то потребление воды для приготовления пищи (бутилированная вода, реализуемая в рознице, в таре объемом 3-10 л и вода HOD) в этот же период увеличилось на 40-60%. Нужно сказать, что 2007 г. вполне оправдал надежды компаний по производству и доставке питьевой воды в бутылях емкостью 18,9 л (мера объема принята более 100 лет назад и равна 5 американским галлонам по 3,785 л). Николай Гуртовенко, директор по развитию (г.Киев; входит в состав ; производство и дистрибуция воды HOD, TM «» и «»), дает такие оценки: «В целом объем рынка увеличился в прошлом году минимум на 30%. Впрочем, рост продаж, у крупных игроков был однозначно большим: у ОАО «Нова» этот показатель составил 40%». Эксперт считает, что, например, одним из основных «двигателей» спроса на доставку питьевой воды в середине прошлого года было аномально жаркое лето.

Как отметила Анна Белякова, директор ДП «Райське Джерело» (г.Киев; производство и дистрибуция воды HOD; ТМ «Райське Джерело»), 40%-ный рост продаж «пятигаллонников» наблюдался на региональных рынках. В столице же спрос на услугу уже в значительной мере удовлетворен и, по оценкам г-жи Беляковой, увеличился в 2007 г. на 20%. Следует отметить, что потенциал роста рынка в 2007 г. не был исчерпан полностью. Причиной некоторого торможения темпов развития стало прежде всего удорожание продуктов первой необходимости.

Впрочем, сами операторы утверждают, что к любым точным оценкам рынка воды HOD нужно относиться с известной долей осторожности. Например, в прошлом году Ассоциация «Бутилированные воды Украины» (г.Киев; объединяет шесть крупнейших компаний, работающих в сегменте HOD; с 2007 г.) в рамках подготовки бизнес-предложений для потенциальных инвесторов оценила, что объем рынка HOD в 2006 г. составил более 80 млн л, а в 2007 г. достигнет 120 млн л. Однако, как пояснил президент Ассоциации Игорь Пастух, расчет основывался на данных по производству крупнейших отечественных компаний, наиболее привлекательных для потенциальных инвесторов. Полный же объем рынка вполне может быть в 2-3 раза большим. Например, некоторые производители считают, что с учетом полулегального производства общее предложение воды HOD может достигать 350 млн л.

Дело в том, что направление HOD оказалось столь привлекательным, что региональные операторы минеральной, столовой и питьевой воды начали активно развивать его. Но в официальной статистике их предложение по-прежнему учитывается в общем объеме производства бутилированной воды в Украине, и долю «пятигаллонников» выделить практически невозможно. Кроме того, как и любой активно растущий рынок, сегмент воды HOD привлек внимание кустарных и полукустарных производителей, использующих в качестве сырья простую водопроводную воду. Большей частью такие компании о своей деятельности предпочитают не отчитываться вообще. Особенно много предпринимателей подобного рода в юго-восточном регионе Украины, где природные запасы воды очень ограничены. В целом, как отмечают специалисты, в 2007 г. на рынке работали уже около полутысячи компаний: по нескольку на каждый из городов с населением более 50 тыс. человек. Только в прошлом году, по данным ОАО «Нова», на рынок вышли около полусотни новых игроков.

Конечно, одна прошлогодняя летняя жара не могла стать причиной такого ажиотажа. Все крупнейшие операторы отмечают, что при продолжающемся ухудшении качества украинской водопроводной воды, рынок воды HOD, просто «обречен» на рост. За доказательствами далеко ходить не надо. Как заявил Сергей Разметаев, директор УГНИИ «УкрВодГео» (г.Харьков), «сегодня более 60% водных ресурсов Украины не соответствуют стандартам и нормам, а 1,2 тыс. населенных пунктов вынуждены пользоваться привозной водой. Наиболее загрязнены как подземные, так и поверхностные воды южных и восточных областей Украины и АР Крым (что объясняет массовое появление новых операторов рынка воды HOD именно в этих регионах. – Ред.)».

КОНКУРЕНЦИЯ

Говорить о реальной серьезной конкуренции на рынке услуг по доставке питьевой воды преждевременно – потенциал спроса огромен (услугой пользуются не более половины возможных корпоративных клиентов и единичные украинские семьи). Соответственно спросу и распределяют свои ресурсы производители и дистрибуторы (примерно 80% продаж обеспечивают корпоративные клиенты). Николай Гуртовенко говорит: «Спрос со стороны домохозяйств напрямую зависит от платежеспособности населения, а она пока оставляет желать лучшего. Конечно, компания реализует программу постепенного приобщения к услуге и домохозяйств, но основными клиентами в ближайшие годы все равно останутся предприятия и государственные учреждения». Впрочем, по данным Ассоциации «Бутилированные воды Украины», в некоторых регионах сложилась несколько иная структура спроса. К примеру, в ООО «Українські джерела» (г.Житомир; производство и дистрибуция воды HOD; TM «Українські джерела») изначально приняли решение ориентироваться на домохозяйства (доставка товара до начала рабочего дня и программа поощрения клиентов, рекомендующих ТМ своим друзьям и знакомым). В результате около 60% продаж ООО обеспечивают именно домохозяйства. В целом же, как прогнозирует Игорь Пастух, крупные игроки будут бороться за крупных же клиентов, оставляя средним и мелким компаниям возможность развивать «индивидуальную» доставку.

Впрочем, как ни парадоксально, в современной Украине конкуренция в сегменте HOD на региональных рынках значительно жестче, чем в столице и городах-миллионниках. Представители СП «Крымские воды Лтд.» (АР Крым; производство воды HOD; TM «Кримська», «Чиста вода») отмечают: «Региональные дистрибуторы сражаются с национальными компаниями за каждого клиента. В первую очередь местная продукция позиционируется в более низкой ценовой категории благодаря малым логистическим затратам. Кроме того, не последнюю роль играет лояльность потребителей региона».

Ближайшим товарным конкурентом воды HOD является аналогичная столовая и питьевая вода в таре по 3-Ю л, реализуемая в обычной розничной торговле. Возможно, наличие этой товарной позиции в портфеле у всех крупных производителей «пятигаллонников» и объясняет их слабую заинтересованность в развитии доставки воды HOD на дом. Георгий Рудомин, директор ДП «Пан Продукт» (г.Винница; производство и доставка воды HOD; TM «Арктика», «Йодис»), считает: «Основным конкурентом воды HOD является аналогичная продукция в таре 3-10 л. Четко разделить группы потребителей невозможно – они постоянно «перетекают» из одного сегмента потребления в другой. Дело в том, что спрос напрямую не зависит от материального благосостояния потребителей (цены в пересчете на 1 л продукции вполне сравнимы). Предпочтения формируются «неуловимыми « для маркетинга факторами: наличие или отсутствие поблизости от жилья потребителя супермаркета, площадь его квартиры или дома, наличие или отсутствие автомобиля и т.д. Нередки случаи, когда потенциальный покупатель воды HOD проживает в районе, не охваченном дистрибуцией, и просто не может заказать доставку».

ЗАПОЗДАВШИЕ СТАНДАРТЫ

Примерно за 10 лет существования рынка воды HOD в Украине государство так и не сподобилось разработать для «большой воды» систему стандартизации. Впрочем, и производители бутилированной воды в таре меньшего литража используют еще советский ГОСТ 2874-82 (внедренный в 1982 г. и впоследствии переиздаваемый). Как объяснила БИЗНЕСу Татьяна Стрикаленко, профессор, доктор медицинских наук, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), научный руководитель Одесского отделения МАНЭБ, производители, работающие по этому стандарту, обязаны доводить качество продукции лишь до «состояния» питьевой воды вообще (в том числе и водопроводной). Производство же воды HOD (практически совпадающее по всем характеристикам с производством прочей питьевой бутилированной воды) все-таки имеет существенные для стандартизации отличия (например, использование оборотной пластиковой тары). В отсутствие единого стандарта каждое предприятие разрабатывает и утверждает технические условия в соответствии со своими производственными возможностями. Правда, по словам Ольги Рубановой, директора ООО «Субос-Украйна» (г.Киев; производство и дистрибуция воды ТМ «Эталон»), «в ноябре прошлого года два отечественных НИИ закончи/т разработку двух проектов государственных стандартов на воду HOD». Стоит сказать, что процесс создания документов затянулся на несколько лет. Причина, по словам операторов, банальна. НИИ, документ которого будет утвержден, получит право проводить платные исследования продукции сертифицируемого предприятия. Ему же будут направлять пробы воды в рамках плановых проверок, проводимых в системе Госпотребстандарта. То есть вопрос «уперся» в перспективу дальнейшего заработка. Впрочем, по имеющейся информации, в самом конце 2007 г. оба проекта были обобщены и направлены на согласование в МОЗ Украины.

Однако, как иронизируют специалисты, процесс затянулся настолько, что необходимость в утверждении проекта скоро отпадет сама собой – Украина стоит на пороге ВТО, и если ратификация договора парламентом последует сразу за его подписанием, то уже в 2008 г. стартует отмена системы обязательной сертификации производства и продукции вообще. Понятно, что и новые стандарты нужно будет гармонизировать с правилами ВТО. Напомним, что принятая в Украине классификация воды по степени минерализации (лечебная, лечебно-столовая, столовая и питьевая) в ЕС, например, незаконна. Считается, что лечебный эффект может иметь только вода, потребляемая в специализированных учреждениях, расположенных непосредственно возле источников и скважин. Бутилированные же воды классифицируются как «природные», «родниковые» и «питьевые» по происхождению, типу доставки на фасовочную линию и степени обработки. В случае внедрения в Украине подобной классификации большая часть отечественной воды HOD будет относиться к третьей категории. И вот здесь, по мнению Ольги Рубановой, таится основная угроза для отечественного рынка HOD. Европейская категория «питьевая вода» допускает использование обычной водопроводной воды в качестве сырья (с последующей обработкой методом обратного осмоса). «Может сложиться ситуация, что Украина на переходном этапе вообще останется и без стандартов воды HOD, и без обязательной сертификации. Уже сейчас на рынке работает масса мелких производителей, не соблюдающих каких бы то ни было требований к продукции. Но их деятельность пока фактически незаконна, поэтому есть и рычаги влияния на них. Согласно мировым требованиям, пищевая продукция должна отвечать одному основному критерию – быть безопасной для здоровья. Но система контроля по такому критерию (Госпотребзащиты) практически не работает. Отмена еще и обязательной сертификации может серьезно дестабилизировать рынок « – утверждает директор ООО «Субос-Украина» (подробнее о рисках вступления в ВТО для украинской экономики см. на стр.25-28, 30-39).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ

HOD (HOME AND OFFICE DELIVERY)

– дословно «доставка в дом и офис». На рынке минеральной и питьевой воды Украины – доставка частным и корпоративным клиентам воды в оборотной таре 18,9 л с продажей или предоставлением в аренду оборудования для ее забора, охлаждения или нагрева (помпы, кулера и т.д.).

ОСМОС

– процесс диффузии растворителя из менее концентрированного раствора в более концентрированный. Важный случай осмоса – диффузия через полупроницаемую мембрану. Удельная сила, действующая на мембрану, разделяющую растворы с разной концентрацией, называется осмотическим давлением. Величина этого давления зависит от концентраций растворов и может быть рассчитана по простой формуле, очень похожей на знакомый из школьного курса закон идеального газа.

ОБРАТНЫЙ ОСМОС

– прохождение воды через мембрану из более концентрированного в менее концентрированный раствор в результате воздействия давления, превышающего разницу осмотических давлений обоих растворов. Системы обратного осмоса для очистки воды удаляют до 99,9% всех содержащихся в воде примесей. Существуют материалы, пропускающие воду избирательно, т.е. не пропускающие частички, присутствующие в воде естественным образом. Такие материалы называются полупропускающими мембранами.

Топ-факт

По расчетам производителей, в 2007 г. услугами по доставке питьевой воды пользовались всего 50% украинских компаний и 2-2,5% украинских семей.

Топ-факт

По данным исследовательской компании Zenith International, к 2011 г. мировое потребление питьевой бутилированной воды достигнет 251 млрд л.

Источник: Бизнес (Киев). Автор: Михаил Дикаленко